Камов, Николай Ильич

Основная информация

  • Имя и фамилия: Николай Ильич Камов
  • Годы жизни: 17 сентября (4 сентября по ст. ст.) 1902 — 24 ноября 1973
  • Страна: Российская империя, СССР
  • Область/области науки: Авиационная техника, вертолётостроение, автожиростроение. Основатель и руководитель конструкторского бюро «Камов» (ныне АО «Камов»), специализирующегося на соосных вертолётах.

Ключевые достижения и открытия

  • Наиболее значимые достижения:
    • Основоположник соосной схемы вертолётов в СССР: Является главным конструктором и идеологом развития вертолётов соосной схемы (два несущих винта, расположенных один над другим и вращающихся в противоположных направлениях). Эта схема обеспечивает компактность, высокую манёвренность и отсутствие рулевого винта, что особенно важно для палубных и поисково-спасательных вертолётов.
    • Создание ОКБ Н.И. Камова: В 1948 году (вместе с М.Л. Милем) основал первое в СССР самостоятельное вертолётное конструкторское бюро (позже преобразованное в ОКБ Камова).
    • Разработка вертолётов «Ка»: Под его руководством были созданы десятки моделей вертолётов, широко известных под префиксом «Ка»:
      • Ка-8 «Иркутянин»: Первый советский вертолёт соосной схемы (1947).
      • Ка-15: Первый серийный вертолёт соосной схемы, широко использовавшийся в гражданской и военной авиации (включая ВМФ).
      • Ка-25: Палубный противолодочный вертолёт, ставший основным вертолётом ВМФ СССР.
      • Ка-26: Многоцелевой лёгкий вертолёт с модульной конструкцией, широко применяемый в сельском хозяйстве и для гражданских перевозок.
      • Ка-22 «Винтокрыл»: Уникальный экспериментальный летательный аппарат, сочетающий свойства вертолёта и самолёта.
    • Вклад в автожиростроение: До начала работ по вертолётам активно занимался автожирами — аппаратами, сочетающими элементы самолёта и вертолёта. Под его руководством был создан А-7, первый в мире боевой автожир.
  • Влияние на науку и мир: Деятельность Николая Камова определила развитие соосной схемы вертолётов, которая стала визитной карточкой его конструкторского бюро и заняла свою уникальную нишу в мировом вертолётостроении. Его работы обеспечили создание компактных, манёвренных и высокоэффективных вертолётов для флота, спасательных служб и различных гражданских задач.

Образование и карьера

  • Образование:
    • Томский технологический институт (ныне Томский политехнический университет) (окончил в 1929 году).
  • Места работы:
    • Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) (работал в различных конструкторских отделах).
    • ОКБ Н.И. Камова (создано в 1948 году) — главный конструктор, затем генеральный конструктор.
  • Должности/звания:
    • Доктор технических наук (1962).
    • Профессор.
    • Главный конструктор, затем генеральный конструктор.

Награды и признание

  • Основные награды:
    • Герой Социалистического Труда (1972).
    • Лауреат Государственной премии СССР (1972).
    • Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.
    • Имя Камова присвоено Кумертаускому авиационному производственному объединению и АО «Камов».
  • Членство в академиях: Не был академиком, но его вклад в инженерную науку и авиастроение был соизмерим с академическим уровнем.

Интересные факты / Личная жизнь (кратко)

  • Камов, наряду с Милем, является одним из двух столпов советского вертолётостроения, при этом каждый из них выбрал своё ключевое направление (Миль — классическую одновинтовую схему, Камов — соосную).
  • Его фамилия стала узнаваемым брендом в авиационном мире.
  • Николай Ильич был известен своей целеустремленностью и преданностью идее развития вертолётов соосной схемы, несмотря на все технические сложности.