Основная информация
- Имя и фамилия: Николай Ильич Камов
- Годы жизни: 17 сентября (4 сентября по ст. ст.) 1902 — 24 ноября 1973
- Страна: Российская империя, СССР
- Область/области науки: Авиационная техника, вертолётостроение, автожиростроение. Основатель и руководитель конструкторского бюро «Камов» (ныне АО «Камов»), специализирующегося на соосных вертолётах.
Ключевые достижения и открытия
- Наиболее значимые достижения:
- Основоположник соосной схемы вертолётов в СССР: Является главным конструктором и идеологом развития вертолётов соосной схемы (два несущих винта, расположенных один над другим и вращающихся в противоположных направлениях). Эта схема обеспечивает компактность, высокую манёвренность и отсутствие рулевого винта, что особенно важно для палубных и поисково-спасательных вертолётов.
- Создание ОКБ Н.И. Камова: В 1948 году (вместе с М.Л. Милем) основал первое в СССР самостоятельное вертолётное конструкторское бюро (позже преобразованное в ОКБ Камова).
- Разработка вертолётов «Ка»: Под его руководством были созданы десятки моделей вертолётов, широко известных под префиксом «Ка»:
- Ка-8 «Иркутянин»: Первый советский вертолёт соосной схемы (1947).
- Ка-15: Первый серийный вертолёт соосной схемы, широко использовавшийся в гражданской и военной авиации (включая ВМФ).
- Ка-25: Палубный противолодочный вертолёт, ставший основным вертолётом ВМФ СССР.
- Ка-26: Многоцелевой лёгкий вертолёт с модульной конструкцией, широко применяемый в сельском хозяйстве и для гражданских перевозок.
- Ка-22 «Винтокрыл»: Уникальный экспериментальный летательный аппарат, сочетающий свойства вертолёта и самолёта.
- Вклад в автожиростроение: До начала работ по вертолётам активно занимался автожирами — аппаратами, сочетающими элементы самолёта и вертолёта. Под его руководством был создан А-7, первый в мире боевой автожир.
- Влияние на науку и мир: Деятельность Николая Камова определила развитие соосной схемы вертолётов, которая стала визитной карточкой его конструкторского бюро и заняла свою уникальную нишу в мировом вертолётостроении. Его работы обеспечили создание компактных, манёвренных и высокоэффективных вертолётов для флота, спасательных служб и различных гражданских задач.
Образование и карьера
- Образование:
- Томский технологический институт (ныне Томский политехнический университет) (окончил в 1929 году).
- Места работы:
- Центральный аэрогидродинамический институт имени Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) (работал в различных конструкторских отделах).
- ОКБ Н.И. Камова (создано в 1948 году) — главный конструктор, затем генеральный конструктор.
- Должности/звания:
- Доктор технических наук (1962).
- Профессор.
- Главный конструктор, затем генеральный конструктор.
Награды и признание
- Основные награды:
- Герой Социалистического Труда (1972).
- Лауреат Государственной премии СССР (1972).
- Награждён орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и медалями.
- Имя Камова присвоено Кумертаускому авиационному производственному объединению и АО «Камов».
- Членство в академиях: Не был академиком, но его вклад в инженерную науку и авиастроение был соизмерим с академическим уровнем.
Интересные факты / Личная жизнь (кратко)
- Камов, наряду с Милем, является одним из двух столпов советского вертолётостроения, при этом каждый из них выбрал своё ключевое направление (Миль — классическую одновинтовую схему, Камов — соосную).
- Его фамилия стала узнаваемым брендом в авиационном мире.
- Николай Ильич был известен своей целеустремленностью и преданностью идее развития вертолётов соосной схемы, несмотря на все технические сложности.