Основная информация
- Имя и фамилия: Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад аль-Фараби
- Годы жизни: Приблизительно 872 — 950/951
- Страна: Арабский халифат
- Области науки: Философия, логика, этика, политика, математика, астрономия, медицина, теория музыки.
Ключевые достижения и открытия
- Наиболее значимые открытия/теории:
- «Второй учитель»: Получил почётный титул «Второй учитель» (после Аристотеля) за свой огромный вклад в философию и логику, систематизацию и комментарии к трудам Аристотеля. Он адаптировал и развил греческую философию для исламского мира.
- Логика: Разработал всеобъемлющую систему логики, которая включала в себя как аристотелевскую, так и неаристотелевскую логику. Его работы по логике были учебниками на протяжении многих веков.
- Политическая философия: В своём знаменитом труде «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» («Китаб аль-Мадина аль-Фадила») описал идеальное государство, основанное на принципах разума, справедливости и этики, где правители являются философами.
- Метафизика и космология: Развил неоплатонические идеи, интегрируя их с исламскими концепциями творения.
- Теория музыки: Создал фундаментальный труд «Большая книга музыки» («Китаб аль-Мусики аль-Кабир»), который был одним из самых влиятельных трактатов по теории музыки в арабском мире и в Европе.
- Влияние на науку и мир: Труды аль-Фараби оказали огромное влияние на последующих исламских философов, таких как Ибн Сина (Авиценна) и Ибн Рушд (Аверроэс), а через них — на европейскую средневековую философию и схоластику. Он сыграл ключевую роль в сохранении и передаче греческого научного и философского наследия в эпоху Возрождения.
Образование и карьера
- Образование: Получил образование в Бухаре, затем учился в Багдаде, крупнейшем интеллектуальном центре того времени, где изучал философию, логику, медицину и другие науки у известных учителей.
- Места работы: Большую часть жизни провёл, занимаясь наукой и преподаванием в различных городах Арабского халифата, включая Багдад, Алеппо и Дамаск.
- Должности/звания: В основном занимался самообразованием, преподаванием и написанием трактатов. Не занимал официальных государственных постов.
Награды и признание
- Основные награды: Титул «Второй учитель» (аль-Муаллим ас-Сани) — высшее признание его интеллектуального превосходства и роли в истории философии.
- Членство в академиях: В то время не существовало формальных академий в современном понимании, но его признание было всеобщим среди интеллектуалов исламского мира.
Интересные факты / Личная жизнь (кратко)
- Аль-Фараби был известен своим аскетическим образом жизни и глубокой сосредоточенностью на учёбе и философии.
- Он владел множеством языков, включая арабский, персидский, греческий (через переводы) и, возможно, тюркский.
- Несмотря на свои обширные знания, он часто жил в бедности, предпочитая уединение и интеллектуальные занятия мирским благам.
- Его работы охватывают практически все отрасли знания того времени.
Цитаты:
- «Знание ради знания – это путь мудрости.»
- «Добродетель – это состояние души, когда она делает то, что от нее требуется.»
- «Человек – существо общественное, и для достижения совершенства ему необходимо общество.»
- «Правдивость по отношению к самому себе возникает только тогда, когда человек приписывает самому себе благие качества, добрые поступки, которые у него имеются. Когда человек приписывает себе что угодно, но не то, что ему присуще, то это вырабатывает в нем притворство».
- «Человек стал человеком благодаря разуму».
- «Путь человека постигает тот, кто сущность пса в себе убьет».
- «Искусство, цель которого – достижение прекрасного, называется философией или, в абсолютном смысле, мудростью».
- «Всякая вещь является благом, только когда она полезна для достижения счастья».
- «Лечащий тела – врач, а лечащий души – государственный деятель, называемый правителем».
- «Душе, как и телу, присущи здоровье и болезнь. Здоровье души заключается в том, что состояния ее самой и ее частей бывают такими, благодаря которым совершаются всегда благие поступки, добрые дела и прекрасные действия».
- «Человек не может быть наделенным от природы добродетелью или пороком, так же как он не может быть прирожденным ткачом или писцом. Но он от природы может быть предрасположен к состояниям, побуждающим его скорее к одним действиям, чем к другим».
- «Мудрость есть знание отдаленных причин, от которых зависит бытие остальных существующих вещей и ближайших причин вещей, имеющих причины».